МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННАЯ ТЕМЕ «ПЕЙЗАЖ»

В апреле 2018 года ученики ДХШ г. Кумертау приняли участие в Международной олимпиаде, посвященной теме «Пейзаж».
В наше время данная тема занимает важное место изобразительном искусстве. Однако так был не всегда.
Сам термин «пейзаж» в русском языке происходит от французского «paysage» – «pays» – «страна», «местность». Нидерланды стали одним из первых мест, где пейзаж стал популярным жанром для живописцев.
Но еще нужно было получить признание авторитетных художественных академий Италии и Франции. Историческая живопись на классические, религиозные, мифологические и аллегорические темы преобладала над всеми другими. Портреты же, жанровые картины, натюрморты, пейзажи находились на более низкой ступени «иерархии» жанров. Даже когда пейзаж стал более или менее самостоятельным жанром в 17 веке, он все так же использовался в качестве второстепенного объекта для библейских, мифологических или исторических сцен.
17 век считается периодом рождения классического пейзажа.
В классическом пейзаже все объекты должны находиться на таких позициях, где каждое дерево, камень или животное должны создавать гармоничное, сбалансированное и вневременное впечатление. Классический пейзаж был усовершенствован французскими художниками Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Оба художника провели большую часть своей творческой жизни в Риме, вдохновляясь видами римской сельской местности. В то время Италия являлась любимым местом работы для многих художников. Пуссен, который с ранних лет посвятил свое творчество исторической живописи, позже пришел к выводу, что пейзаж может вызвать такие же сильные эмоции, как человеческая драма в исторической живописи. С этого момента он работал, чтобы придать жанру пейзажа более высокий статус.

Позднее, в 19 веке родилась пейзажная фотография, которая существенно повлияла на выбор пейзажных композиций.
Французский живописец Гюстав Курбе отодвинул границы пейзажной живописи еще дальше. Радикальные методы живописи и независимый дух художника дали путь для следующего поколения художников – импрессионистов. Такие художники как Клод Оскар Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие посвятят большую часть своего творчества пленэрной живописи. Живопись Гюстава Курбе, его краски и структура пейзажа значительно повлияла на работы Поля Сезанна и Винсента Ван Гога, а также на многих художников 20 века. В это время пейзаж перестал быть только жанром в изобразительном искусстве. Как только фотография получила признание как вид искусства, художники не замедлили воспользоваться этим. Во второй половине 20 века определение пейзажа включило в себя понятие городского, культурного, индустриального пейзажей и ландшафтной архитектуры. Пейзажная фотография продолжает развиваться. Сегодня пейзаж является способом передать отношение к природе, которая нас окружает, к тому месту, где мы живем, и человеческому влиянию на планету.
В ходе подготовки к олимпиаде учащиеся узнали много нового из истории появления и развития пейзажа. Занятия по истории искусства помогли выполнить все задания олимпиады с блестящим успехом! Все участники был награждены памятными дипломами. Учащиеся ДХШ с нетерпением ждут следующих конкурсов викторин с увлекательными заданиями, которые помогают развивать любовь и понимание мира изобразительного искусства.

Автор статьи – преподаватель истории искусства, Канчурина Р.М.

Нита Энгл

Нита Энгл

Гюстав Курбе. «Штормовая волна», 1869 год

Гюстав Курбе. «Штормовая волна», 1869 год

Винсент Ван Гог. «Розовое персиковое дерево. Арль.» 1888 год

Винсент Ван Гог. «Розовое персиковое дерево. Арль.» 1888 год

Comments are closed